15 января 2010
  Физики добились твердой квантовой запутанности

Группе физиков удалось экспериментально показать существование феномена квантовой запутанности для твердого носителя. До сих пор запутанность реализовывалась при помощи фотонов в оптических системах. Работа исследователей опубликована в журнале Physical Review Letters. Ее краткое изложение доступно в пресс-релизе Американского физического общества.

Под квантовой запутанностью подразумевают особое свойство квантовых систем, выражающееся в их "завязанности" друг на друга. Состояния запутанных объектов зависят друг от друга. В том случае, если наблюдатель узнает состояние одного из объектов, он также узнает и состояние другого даже в том случае, если они разнесены в пространстве на значительное расстояние. Другими словами, информация об объектах перемещается со скоростью выше скорости света.

Долгое время феномен квантовой запутанности существовал только в теории. Однако в XX веке ученым экспериментально удалось запутать элементарные частицы. Чаще всего физики работают с фотонами, которые разносят друг от друга при помощи лазера. В новой работе авторам удалось запутать и "растащить" электроны, находящиеся в сверхпроводящем материале. Авторы полагают, что созданная ими система имеет больше перспектив для применения на практике.

Запутанные частицы должны лечь в основу квантовых компьютеров - вычислительных устройств, которые работают, используя законы квантовых систем. Пока большая часть работ, посвященных квантовым компьютерам, носит теоретический характер. Однако совсем недавно ученые смогли при помощи квантового компьютера определить энергию молекулы водорода.

Источник: lenta.ru