13 ноября 2010
  Физик примирил гравитацию и электромагнетизм

Нынешние теории показывают, что гравитация слишком слаба при низких энергиях, слишком велика при высоких и при этом попытки ввести её в уравнения квантовой механики приводят к появлению совершенно бессмысленных бесконечностей. Дэвид Томс (David Toms) из университета Ньюкасла показал, что при высоких энергиях возбуждений гравитация ослабляет действие электромагнитных сил. Этим трудом исследователь пытается приблизить создание "теории всего" (TOE).

Долгие годы учёные объясняли поведение составляющих Вселенной при помощи квантовой механики и общей теории относительности (ОТО). Одна рассказывает о микромире, другая – о макромире. Попытки свести воедино две теории так и не увенчались успехом: физики не смогли в рамках ОТО увязать гравитационное взаимодействие с тремя остальными (слабое и сильное ядерные, а также электромагнитное).

При энергии возбуждений выше определённого уровня электромагнитное взаимодействие объединяется со слабым ядерным в электрослабое взаимодействие. Теория суперсимметрии предполагает, что при дальнейшем повышении энергии электрослабое сольётся с сильным ядерным взаимодействием. Однако на практике это утверждение пока не проверено.

Физик примирил гравитацию и электромагнетизм

Вполне возможно, что с применением выкладок Дэвида (на снимке) к другим взаимодействиям и частицам теория британца рассыплется в пух и прах, – предполагают некоторые теоретики. То есть всё вернётся к тому, с чего и начиналось – отсутствию универсальности (фото Newcastle University).

Томс в своей работе он изучил объединение гравитационного и электромагнитного взаимодействия электронов и фотонов. Как правило, попытки описать гравитацию в рамках квантовой механики заканчивались провалом. Получалось, что взаимодействия становятся слишком сильными, их невозможно рассчитать традиционными методами. У Томса же получилось, что при энергии 1015-1019 гигаэлектронвольт взаимодействие между электроном и фотоном практически равно нулю. Физики называют такой эффект асимптотической свободой. "Неожиданный вывод, учитывая, что в отсутствие гравитации чем ближе заряд, тем больше электромагнитные силы", — поясняет Дэвид.

Статью Томса опубликовал журнал Nature. Конечно, благодаря одной этой работе, физики не смогут тут же построить теорию всего. Ведь даже если выкладки британца окажутся верными, учёным необходимо будет показать, что при высоких энергиях с гравитацией готовы "примириться" и другие взаимодействия.

Источник: membrana.ru