14 апреля 2011
2005
  Астрономы нашли самый массивный объект в далёком космосе

Более чем тысячу масс Млечного Пути или 1,3 тысячи триллионов масс Солнца насчитали астрономы у объекта SPT-CLJ2106-5844. Этот гигантский галактический кластер — крайне редкое явление во Вселенной, если вовсе не уникальное. Необычный объект обнаружили учёные из Гарвард-Смистоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics) при помощи радиотелескопа на Южном полюсе (South Pole Telescope).

Специалисты предположили, что в крупных кластерах значительная часть нормальной материи (не считая тёмной) должна быть сосредоточена не в галактиках, а в межгалактическом газе. А он способен ионизироваться и излучать рентген, кроме того, он искажает микроволновый фон, проходящий сквозь него.

Это позволило выявить сверхмассивный кластер SPT-CLJ2106-5844 в данных с радиотелескопа. Позднее на новичка был направлен взор орбитальной рентгеновской обсерватории Chandra.

Вместе с наблюдениями в оптическом и инфракрасном диапазоне это позволило определить характеристики объекта и высчитать дистанцию до него. Оказалась, она превышает 7,5 миллиарда световых лет. То есть мы видим этот объект таким, каким он был в пору юности Вселенной (ей всего 13,7 миллиарда лет).

Вновь открытое скопление галактик — одно из крупнейших среди всех известных. Есть несколько объектов и массивнее, объясняют астрономы, но они расположены намного ближе к нам, а следовательно, существенно моложе. У них было на несколько миллиардов лет больше времени, чтобы накопить материю.

Как гласит пресс-релиз астрофизического центра, если нынешние модели развития космоса точны, кластеры такого размера должны были быть очень редки в молодой Вселенной. Фактически этот кластер может даже быть уникальным. А значит, его изучение поможет лучше понять закономерности формирования скоплений галактик.

Автор: Леонид Попов