5 ноября 2011
  Найдена первая звезда со спиральными рукавами

Спиральную структуру астрономы привыкли наблюдать в галактиках, но вот впервые аналогичную форму исследователи открыли у газопылевого диска, окружающего молодую звезду. Светило SAO 206462 в созвездии Волка порадовало астрономов необычным протопланетным диском, изображение которого удалось получить при помощи телескопа Subaru на Гавайях.

По информации PhysOrg.com, диск насчитывает в поперечнике около 22 миллиардов километров. Его спиральные части предполагают, что в диске уже формируются планеты.

Ранее астрономы при помощи компьютерного моделирования теоретически выяснили, что молодые планеты внутри протопланетного диска способны своей гравитацией вызывать возмущения, приводящие к формированию спиральной структуры. «Теперь впервые мы видим эту динамическую особенность», — говорит главный автор открытия астроном Кэрол Грейди (Carol Grady) из американской компании Eureka Scientific.

Расчёты говорят, что планет там должно быть две, но увидеть их пока не удаётся.

Кстати, системе SAO 206462 — девять миллионов лет. И это примечательно. Дело в том, что новое открытие было выполнено в рамках проекта исследования множества протопланетных дисков. Выполняющие его учёные отмечают, что как только возраст звёзд достигает нескольких миллионов лет, их газопылевые диски начинают демонстрировать множество интересных деталей.

Так, ранее в таких дисках астрономы находили кольца и пробелы, а теперь и спиральные рукава. Ниже можно посмотреть компьютерную симуляцию спирального протопланетного диска, соотнесённую с фактически наблюдаемым диском у звезды SAO 206462.

Автор: Леонид Попов