7 февраля 2012
2053
  Российские учёные проникли в озеро Восток

После трёх десятилетий бурения учёные из Российской антарктической экспедиции довели скважину до озера Восток, скрытого подо льдом на глубине почти четырёх километров. Это озеро изолировано от атмосферы и биосферы в течение сотен тысяч лет, а потому может обладать уникальной экосистемой. Исследователи предполагают, что в озере могут найтись бактерии, приспособившиеся к жизни в абсолютной тьме, при низкой температуре и высоком давлении.

Косвенные признаки таких микроорганизмов-экстремофилов учёные нашли ещё несколько лет назад, когда до поверхности озера оставалось пройти более 100 метров.

Российские учёные проникли в озеро Восток

Схема окружения озера (иллюстрация Nature).

О необходимости сохранения гипотетической экосистемы нетронутой, а озеро запечатанным — учёные говорили давно. Из-за этой проблемы бурение прерывалось в прошлые десятилетия. Нужно было разработать технологию проникновения в озеро без загрязнения его извне.

Такой способ был придуман в Арктическом и Антарктическом НИИ в 2000 году. Вкратце он работает так: растущую скважину заполняют заливочной жидкостью – смесью керосина и фреона, которая изолирует озеро от внешнего мира. При этом вес столба жидкости недостаточен для компенсации давления в озере. Так что в момент проникновения бура в воду она начинает вытеснять керосин вверх по скважине.

Российские учёные проникли в озеро Восток

Размеры озера Восток составляют 250 х 50 км (фото NASA GSFC).

В нынешнем году бурение было возобновлено 2 января. А 5 февраля, по информации «РИА Новости», отечественные специалисты завершили бурение и достигли поверхности озера на глубине 3768 метров.

Последние десятки метров скважины представляли собой фактически воду из озера. В поднятом с глубины керне было обнаружено немного бактерий (2-3 клетки на миллилитр), но они вполне могут быть результатом поверхностного загрязнения образца при транспортировке или в лаборатории. Потому говорить об обитаемости Востока или его стерильности слишком рано.

Помимо биологических исследований изучение озера и укрывающего его льда должно продвинуть реконструкцию климата древней Земли. AFP передаёт слова пресс-секретаря ААНИИ Сергея Лесенкова: «Нижний слой льда был сформирован 400 тысяч назад, поэтому по составу пузырьков газа в нём можно судить о составе атмосферы 400 тысяч лет назад и за время, прошедшее с момента формирования озера».

Автор: Леонид Попов