15 июля 2012
  Найден ген, отвечающий за уровень интеллектуальных способностей человека

Не так давно большая международная команда генетиков из Соединенных Штатов, стран Европы, а также Австралии разместила в одном из последних номеров журнала Nature Genetics статью о том, что два разных варианта одного и того же гена, влияющего напрямую на интеллектуальные способности человека, могут либо усиливать, либо ухудшать эти способности. Не так давно большая международная команда генетиков из Соединенных Штатов, стран Европы, а также Австралии разместила в одном из последних номеров журнала Nature Genetics статью о том, что два разных варианта одного и того же гена, влияющего напрямую на интеллектуальные способности человека, могут либо усиливать, либо ухудшать эти способности. Отличие между обоими вариантами заключается всего в одной кодирующей букве.

Три года назад несколько генетиков из США, Голландии и Австралии поняли, что данные, получаемые в только в одной лаборатории на основе томографического исследования мозга, нельзя считать достаточными для того, чтобы понимать природу интеллекта человека. Тогда было принято решение объединить усилия нескольких лабораторий, в результате на свет появился проект ENIGMA (Enhancing Neuro Imaging Genetics through Meta-Analysis), над которым сейчас работают около двух сотен ученых из десятков лабораторий, расположенных по всему миру.

Главная задача, которая стоит перед проектом ENIGMA, касается сбора в одну базу разных изображений мозга, предоставленных магнитно-резонансной томографией, и сопоставление этих снимков с ДНК и иной информацией о принимавших участие в экспериментах людях. Это должно позволить исследователям найти гены или их последовательности, ответственные за предрасположенность к психическим расстройствам или иным заболеваниям, связанным с интеллектуальной деятельностью человека.

Побочной целью проекта был поиск генов, определяющих умственные способности, а также размер мозга или его функциональных участков. Путем сравнения снимков мозга более чем 20 тысяч людей с результатами тестирования их IQ (был задействован так называемый IQ тест Айзенка) ученые выделили ген под названием HMGA2. Гены состоят из элементов-букв, которых насчитывается четыре варианта: A, C, T и G. Выяснилось, что если в гене HGMA2 на определенном его отрезке буква T замещена буквой С, то объем мозга скорее всего окажется выше, а его области, имеющие отношение к памяти и уровню интеллекта в целом, будут более развитыми.

По словам основателей проекта ENIGMA, теперь найдено неоспоримое доказательство влияния этого гена на мозг, а в будущем может появиться способ управления действием этого гена.

Автор: adviser [adviser]