31 октября 2012
  Астрономы рассмотрели газовый пузырь сверхмассивной черной дыры

Астрономы получили самое подробное на сегодняшний день изображение газового пузыря, образованного джетами сверхмассивной черной дыры в центре галактики M87. Работа ученых принята к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics, а ее краткое содержание приводится на сайте Нидерландского института радиоастрономии ASTRON.

На опубликованном изображении радиоизлучение представлено красным цветом, а оптическое - синим. В центре фотографии хорошо виден яркий источник, образованный джетами, то есть потоками раскаленного вещества, выбрасываемого сверхмассивной черной дырой. Вокруг него в радиодиапазоне виден пузырь разогретого газа. Он имеет округлую, немного вытянутую форму, его длинный радиус составляет около ста тысяч световых лет.

Газовый пузырь образовался в результате остановки и гравитационного притяжения того материала, который выбрасывался дырой в виде джетов. По астрономическим меркам, он очень молод, его возраст составляет всего около 40 миллионов лет. Ученые считают, что это свидетельствует о постоянном обновлении газа в пузыре за счет нового материала, поставляемого джетами.

Изображение получено с помощью строящегося радиотелескопа LOFAR. Он представляет собой интерферометрическую систему, состоящую из отдельных всенаправленных антенн, большая часть которых расположена на территории Голландии. Прибор анализирует космическое излучение в радиодиапазоне от 20 до 160 мегагерц. Данные, полученные отдельными радиотелескопами собираются и анализируются при помощи суперкомпьютера.

Источник: lenta.ru