29 ноября 2012
  В Большом адроном коллайдере образуется новая форма материи

В результате столкновения между частицами в Большом адронном коллайдере получилось то, что напоминает новую форму материи. Новая форма материи, получившая название «конденсат цветного стекла» или «глазма» представляет похожую на жидкость глюонную волну. Глюоны – элементарные частицы, которые являются причиной взаимодействия кварков, а также косвенно отвечающие за соединение нейтронов и протонов в атомном ядре.

Для исследователей, которые работают на БАК, обнаружение этого типа материи было довольно неожиданным. Но благодаря этому открытию можно будет объяснить довольно странное поведение частиц в этой «машине-ускорителе заряженных частиц», которая представляет огромнейшую подземную петлю, располагающуюся под территорией Франции и Швейцарии.

Когда учёные ускоряли протоны (один из строительных «блоков» атомов) и ускоряли ионы свинца, затем сталкивали их друг с другом, исследователи обнаружили, что не все частицы разлетелись хаотично в разные стороны, некоторые частицы группировались для совершения движения в определённом направлении, хотя обмена информацией между ними не должно было происходить.

Физик Гюнтер Роланд (Gunther Roland) из MIT сказал: «Неясно, каким образом они летят в одном направлении, как они могут «коммуницировать», чтобы согласовать выбор направления друг с другом. Это удивило многих людей, включая нас самих»

Похожий процесс полёта наблюдается при столкновении двух тяжёлых частиц, например, свинца и свинца. В этом случае в результате столкновения создаётся то, что получило название кварк-глюонная плазма, которая, по мнению учёных, существовала в первые миллионные доли секунды после Большого взрыва.

Автор: Надежда [nadin]