19 января 2013
  Астрофизики недооценили скорость роста сверхмассивных черных дыр

Австралийские астрофизики обнаружили, что сверхмассивные черные дыры в центрах галактик растут быстрее, чем считалось до сих пор. Работа опубликована в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое содержание приводит пресс-служба Университета Свинбурна.

Наблюдения проводились при помощи трех известных телескопов: расположенного в Чили европейского Очень большого телескопа, телескопа Кекка на Гавайах, и космического телескопа Хаббла. При помощи этих приборов удалось на выборке галактик провести сопоставление массы расположенных в их центре черных дыр и массы самих галактик.

Ученые выяснили, что соотношение масс не является постоянным, как считалось ранее. Оказалось, что чем больше галактика, тем более крупная сверхмассивная черная дыра находится в ее центре, причем этот рост является нелинейным. По словам авторов, десятикратное увеличение массы звезд в галактике дает стократное увеличение массы черной дыры в ее центре.

Ранее считалось, что межзвездный газ в галактике примерно в одинаковом соотношении расходуется на "питание" черной дыры и формирование новых звезд. Новые наблюдения говорят о том, что это соотношение сильно зависит от изначальной массы галактики.

Недавно другой группе астрофизиков удалось впервые измерить основание джета - струи разогретого газа из черной дыры. Эти струи, которые могут достигать рекордной яркости, испускаются как побочный результат поглощения дырой внешнего вещества.

Источник: lenta.ru