22 января 2013
  Космический взрыв помогает разгадать тайну кедровых деревьев

Более 1200 лет назад некоторые загадочные события были зафиксированы в годичных кольцах деревьев японского кедрового леса. В то время как одни исследователи объясняют всё мощнейшей вспышкой на Солнце, другие считают, что причина кроется в близком к Земле гамма-всплеске. Древние кедровые деревья «записали» редкое событие, произошедшее примерно в 774-775 г.н.э. В срезах деревьев найдена высокая доля радиоактивного углерода-14 и бериллия-10 «космического» происхождения.

Как считают астрономы Валерий Хамбарьян (Valeri Hambaryan) и его коллега Ральф Нойхойзер (Ralph Neuhaeuser) из университета города Йена (Германия), самым вероятным объяснением этому является гамма-вспышка. Причиной вспышки могли крыться в слиянии нейтронных звёзд или чёрных дыр, что привело к мощному выбросу потоков гамма-излучения.

Учёные утверждают, что подобное объяснение позволяет раскрыть тайну загадочных колец, поскольку гамма-всплеск должен был быть достаточно мощным, чтобы образовалось аномально высокая доля углерода-14 и бериллия-10. Согласно расчетам, слияние обозначенных «объектов» должно было происходить на расстоянии 3000 – 12000 световых лет от Земли.

Нойхойзер (Ralph Neuhaeuser): «Если бы гамма-всплеск был ближе к Земле, то это причинило бы значительный вред биосфере. Но даже на расстоянии в несколько тысяч световых лет, подобное событие сегодня стало бы причиной хаоса из-за уничтожения электронных систем, от которых зависит жизнь современного общества». Учёные отмечают, что задача сегодняшнего дня – определить, насколько частыми могут быть подобные вспышки. Нойхойзер (Ralph Neuhaeuser): «Похоже, что за последние несколько тысяч лет наблюдалось лишь одно подобное событие»

Исследование опубликовано 21 января в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Автор: Надежда [nadin]