14 июня 2015
  ДНК бронзового века рассказала о корнях современных европейцев

Крупнейшее исследование ДНК древних людей (101 геном) пролило свет на миграции, в результате которых сформировалось население Евразии в бронзовом веке — в дописьменный период, предшествующий римскому завоеванию Европы. Полученные учеными (в том числе российскими) данные также объясняют распространение индо-европейских языков по континенту. Материалы исследования представлены в журнале Nature.

Археологи давно спорят о причинах революционных изменений в обществах Евразии на рубеже третьего тысячелетия до нашей эры: исчезновение первых неолитических культур связывают или с медленной диффузией новых техник и идей по континенту, или с массовой миграцией новых народов. Генетики выяснили, что верна вторая гипотеза, а современные европейцы гораздо ближе (генетически) к новоселам бронзового века, чем к более древнему населению.

Перекраивание генетической карты началось около пяти тысяч лет назад. Носители ямной культуры переселились из Понтийско-Кавказской степи в Северную и Центральную Европу (в меньшем количестве — в Западную Сибирь). На севере континента они смешивались с местными неолитическими народами и сформировали культуру боевых топоров, генетически близкую современным европейцам, живущим к северу от Альп.

«Носители ямной культуры принесли в Европу умение выплавлять бронзу, новые языки, новые формы семьи, новую религию и ритуалы погре*ения. С их приходом возникали первые города. Это была высокотехнологичная культура. Возможно, они также принесли гены, отвечающие за карие глаза, белую кожу и высокий рост», — рассказал соавтор исследования Эске Виллерслев (Eske Willerslev).

Позже, примерно четыре тысячи лет назад, на Кавказе развивалась синташтинская культура. Благодаря новым видам оружия и боевым колесницам ее носители также начали экспансию на территорию Европы. 3800 лет назад земли к востоку от Урала и Среднюю Азию колонизировали племена андроновской культуры, которые, по мнению авторов статьи, обладали ДНК европейского происхождения. Наконец, уже в конце бронзового века в Среднюю Азию пришли народы с восточной части континента, и европейские гены оттуда исчезли.

Также генетики выяснили, что гены терпимости к лактозе (позволяющие взрослым пить молоко животных) возникли очень поздно — не с появлением неолитического скотоводства, а уже в середине-конце бронзового века. Вероятно, соответствующую мутацию принесли в Европу кочевники ямной культуры.

«Мы с коллегами проделали гигантскую работу, в которой каждый выполнял свою роль: лично я занимался анализом материалов из Каповой пещеры — единственной пещеры на территории России с наскальными рисунками каменного века. Наше исследование — это первая ласточка, результаты будут расти и расширяться», — рассказал российский археолог Владислав Житенев.

ДНК бронзового века рассказала о корнях современных европейцев