23 мая 2008
1924
  На Юпитере обнаружено третье красное пятно в атмосфере

Американские астрономы обнаружили в атмосфере Юпитера еще одно красное пятно, третье по счету.

История открытия этих пятен началась без малого 350 лет назад. В 1665 году основатель и первый директор Парижской обсерватории Джованни Доменико Кассини заметил в южной полусфере Юпитера овальное затемнение. Позже его видели и другие астрономы, в последний раз в 1713 году. Затем оно исчезло из вида и было вновь обнаружено лишь в 1830 году, после чего наблюдалось уже непрерывно. Из-за исполинских размеров и характерной кирпичной окраски его назвали Большим Красным Пятном. Однако перерыв в сто с лишним лет – это большой срок, так что не исключено, что Кассини видел что-то другое.

По современным представлениям, Большое Красное Пятно – это устойчивая зона повышенного давления, иначе говоря, мощный антициклон. Его нынешняя протяженность с востока на запад составляет 24 000 - 40 000 км, с юга на север – 12 000 - 14 000 км. В прошлом Пятно было гораздо обширней, однако в течение 20-го века оно сжалось примерно вдвое. Под действием силы Кориолиса воздух внутри Пятна вращается против часовой стрелки (как и в земных антициклонах южного полушария) с периодом около 6 земных суток.

Причина красноватого оттенка Пятна пока не ясна, но она наверняка связана с его химическим составом. Планетологи полагают, что эта окраска может быть следствием взаимодействия солнечного ультрафиолетового излучения со сложными органическими молекул или соединениями серы, втянутыми антициклоном с поверхности планеты.

Большое Красное Пятно долго существовало в одиночестве. Однако весной позапрошлого года астрономы заметили в атмосфере Юпитера второй темный овал вдвое меньших размеров и такого же цвета, названный Младшим Красным Пятном. Фактически он наблюдался с 2000 года, однако сначала имел белую окраску. Этот овал тоже находится в южном полушарии, но несколько ближе к экватору. Сейчас Младшее Пятно сближается с Большим. Судя по всему, в июне они окажутся на одной и той же долготе и поэтому подойдут друг к другу на минимальное расстояние, а потом начнут расходиться.

И вот недавно астрономы обнаружили и третье пятно. Впервые оно было замечено на снимках, сделанных 9 -10 мая одной из широкоугольных камер космического телескопа Хаббл. 11 мая рождение третьего пятна было подтверждено инфракрасной фотокамерой 10-метрового телескопа гавайской обсерватории имени Кека. Об этом сообщает новостная служба радиостанции "Голос Америки".

Новое красное пятно тоже сначала наблюдалось в виде белого овального уплотнения, которое со временем изменило цвет. Ученые полагают, что ему дал начало сильнейший ураган, который зародился неподалеку от поверхности Юпитера, а потом поднялся к тому же облачному слою, где находятся другие пятна. Скорее всего эти воздушные потоки захватили и вынесли наверх молекулы химических соединений, которые под действием солнечного излучения светятся красным светом. Эти же факторы объясняют и покраснение предшественника Младшего Пятна.

Третье пятно размерами сильно уступает первым двум. Подобно Младшему Пятну, оно сближается с Большим, однако на той же широте. Если эта тенденция сохранится, то в августе Большое Красное Пятно либо поглотит, либо оттолкнет своего свежеиспеченного партнера. Что именно произойдет, покажут дальнейшие наблюдения.

Появление новых красных пятен не стало полной неожиданностью для планетологов. Профессор Калифорнийского университета в Беркли Фил Маркус четыре года назад пришел к выводу, что Юпитер сейчас делается теплее на экваторе и холоднее вблизи южного полюса. Растущий перепад температур между экваториальной и полярной зонами дестабилизирует атмосферу южного полушария и увеличивает вероятность рождения исполинских высотных циркуляций воздуха примерно тех же масштабов, что и Большое Красное Пятно.

Профессор Маркус даже предсказал, что с 2006 года эти завихрения будут доступны наблюдениям. Открытие Младшего Красного Пятна и его совсем юного собрата, еще не получившего собственного имени, вполне укладывается в эту теорию.

Источник: cybersecurity.ru